Новые требования ФГОС общего образования устанавливают в качестве одного из образовательных результатов формирование функциональной грамотности. Оно должно осуществляться в комплексе с развитием позитивных личностных установок и образовательной мотивации обучающихся. Научиться формировать функциональную грамотность учеников на курсах профессиональной переподготовки.
Что такое функциональная грамотность?
В соответствии с концепцией PISA, под функциональной грамотностью понимается наличие у выпускников 9 классов знаний и умений, которые необходимы для полноценного существования в современном мире. Для этого они должны уметь решать широкий круг учебных и жизненных задач и проблем, общаться и поддерживать социальные взаимоотношения.
Функциональная грамотность представлена читательской, естественнонаучной, математической и финансовой грамотностью, креативным мышлением и глобальными компетенциями. Отдельно в ее структуре выделяются цифровые навыки. Они включают использование цифровых технологий при управлении и обмене информацией, генерацию и работу с цифровым контентом, взаимодействие с цифровыми инструментами и решение различных задач в цифровой среде.
Цифровые инструменты педагога
При формировании у обучающихся функциональной грамотности педагогам необходимо использовать цифровые инструменты, которые отличаются высокой наглядностью и способствуют развитию цифровых навыков. Цифровые инструменты позволяют индивидуализировать образовательные траектории, подбирать оптимальные методы, формы и темп освоения материала, увеличивать мотивированность и вовлеченность учеников в образовательный процесс. Для решения различных задач педагог может использовать разные цифровые инструменты и сервисы:
-
платформы для проведения опросов и создания тестов: Google Forms, Online Test Pad, Kahoot;
-
сервисы для проведения онлайн-уроков: Google Meet, Microsoft Teams, Zoom, Google Classroom;
-
платформы для конструирования образовательных материалов: CORE, LearningApps, Padlet;
-
платформы для создания персональных сайтов: Tilda publishing, WordPress;
-
сервисы, позволяющие создавать инфографику: Gimp, Corel Draw;
-
сервисы для проектной работы с обучающимися: Scratch, Trello;
-
видеохостинги, позволяющие создавать видеоконтент: Rutube, Movie Maker;
-
социальные сети и мессенджеры, позволяющие вести персональные блоги и общаться: Telegram, ВКонтакте;
-
виртуальная педагогическая студия Unreal Engine 5, позволяющая моделировать уроки с необходимыми параметрами.