Вопросы питания молодого поколения имеют особую актуальность в гигиене питания, поскольку при помощи оптимизации питания в раннем возрасте возможно улучшить состояние здоровье всей нации. Обучиться детской нутрициологии можно на курсах профессиональной переподготовки.
Становление детской нутрициологии в России
Развитие исследований детского питания в России началось в Институте питания в 1932 году. В этот период государство восстанавливалось после Гражданской войны, что обусловило основные направления исследовательской деятельности:
-
выявление стандартов физиологических потребностей подрастающего поколения в энергии и различных пищевых веществах;
-
установление сбалансированного распределения суточной нормы калорий по приемам пищи;
-
организация питания в детских садах и школах.
В период после Великой Отечественной войны в Институте продолжали работу по поиску методов устранения недоедания и алиментарной дистрофии. Сотрудники изучали возможности добавления в рационы аминокислот из нетипичных источников, что было необходимо в условиях сложной ситуации с продовольствием.
В 1960-70-е годы интенсивно развивалась биохимия питания. Благодаря использованию биохимических подходов в науке детского питания клинические наблюдения и исследования детского организма были углублены. В результате исследователи получили сведения о патогенетической базе формирования пищезависимых заболеваний, заложившие основу превентивной диетологии.
В конце XX века стали появляться сведения о влиянии питания на эмбриональное развитие и здоровье новорожденного, ставшие базой для становления перинатальной нутрициологии. Исследования позволили установить влияние организма матери на развитие пищевой чувствительности ребенка, усовершенствовать методы организации естественного и искусственного вскармливания.
Современное состояние детской нутрициологии
В XXI веке детское питание оформилось в отдельное научное направление, разделами которого являются:
-
пренатальная нутрициология;
-
эпидемиология питания детей;
-
питание детей в раннем возрасте;
-
организация питания дошкольников и школьников;
-
технологии изготовления и безопасность питания, производимого для детей.
Актуальными задачами детской нутрициологии являются обеспечение сбалансированного развития детей и поддержание здоровья в процессе онтогенеза. Перспективы направления сопряжены с изучением механизмов эпигенетики, долгосрочного воздействия питания в первые годы жизни на риск развития неинфекционных заболеваний, здоровье и длительность жизни.