Вопросы питания молодого поколения имеют особую актуальность в гигиене питания, поскольку при помощи оптимизации питания в раннем возрасте возможно улучшить состояние здоровье всей нации. Обучиться детской нутрициологии можно на курсах профессиональной переподготовки.

Становление детской нутрициологии в России

Развитие исследований детского питания в России началось в Институте питания в 1932 году. В этот период государство восстанавливалось после Гражданской войны, что обусловило основные направления исследовательской деятельности:

  • выявление стандартов физиологических потребностей подрастающего поколения в энергии и различных пищевых веществах;

  • установление сбалансированного распределения суточной нормы калорий по приемам пищи;

  • организация питания в детских садах и школах.

В период после Великой Отечественной войны в Институте продолжали работу по поиску методов устранения недоедания и алиментарной дистрофии. Сотрудники изучали возможности добавления в рационы аминокислот из нетипичных источников, что было необходимо в условиях сложной ситуации с продовольствием.

В 1960-70-е годы интенсивно развивалась биохимия питания. Благодаря использованию биохимических подходов в науке детского питания клинические наблюдения и исследования детского организма были углублены. В результате исследователи получили сведения о патогенетической базе формирования пищезависимых заболеваний, заложившие основу превентивной диетологии.

В конце XX века стали появляться сведения о влиянии питания на эмбриональное развитие и здоровье новорожденного, ставшие базой для становления перинатальной нутрициологии. Исследования позволили установить влияние организма матери на развитие пищевой чувствительности ребенка, усовершенствовать методы организации естественного и искусственного вскармливания.

Современное состояние детской нутрициологии

В XXI веке детское питание оформилось в отдельное научное направление, разделами которого являются:

  • пренатальная нутрициология;

  • эпидемиология питания детей;

  • питание детей в раннем возрасте;

  • организация питания дошкольников и школьников;

  • технологии изготовления и безопасность питания, производимого для детей.

Актуальными задачами детской нутрициологии являются обеспечение сбалансированного развития детей и поддержание здоровья в процессе онтогенеза. Перспективы направления сопряжены с изучением механизмов эпигенетики, долгосрочного воздействия питания в первые годы жизни на риск развития неинфекционных заболеваний, здоровье и длительность жизни.